Функционирование отрасли образования в режиме реформирования требует от работников знаний и владения методами разработки новых педагогических систем, учебно-методических комплексов, систем оценки качества образования.

В связи с этим, повышение квалификации работника должно быть ориентировано как на поддержание и сохранение приобретенного ими опыта в системе базовой подготовки (компонента, поддерживающая профессиональное базовое образование), так и на современные достижения в отрасли (компонента, поддерживающая инновационное развитие отрасли образования)

Анализ квалификационных требований к работникам отрасли показывает, что образовательные модули программ повышения квалификации (ППК) должны содержать инновационную компоненту, ориентированную на подготовку работников (всех категорий) в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Количество образовательных ИКТ-модулей в ППК определяется в зависимости от классификации категорий работников и занимаемых ими должностей согласно квалификационным требованиям. Содержательное наполнение ИКТ-модулей зависит от образовательных целей, которые формулируются в соответствии с тенденциями развития отрасли.

Для категорий работников «Руководители», «Педагогический персонал образовательного учреждения» требуется введение в ППК другого не менее значимого модуля, ориентированного на подготовку в области «Педагогические измерения».


Инновационный учебный ИКТ-модуль:

«Новые информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности работников отрасли образования»


Реализация учебного модуля в системе позволит повысить уровень профессиональной компетентности всех категорий работников, использующих в своей профессиональной деятельности современные информационно-коммуникационные технологии и подготовиться к сертификационному тестированию. Нормативная трудоемкость – 72 часа. Формы обучения – очная, заочная, дистанционная.

Учебный ИКТ-модуль составлен с учетом «квалификационных характеристик должностей работников образования» предназначен для всех категорий работников, имеющих высшее и среднее специальное образование.

Содержание модуля отобрано в соответствии с содержанием программного обеспечения компьютерных систем, используемых в отрасли образования.
Организационно-педагогические условия рассчитаны на группы численностью 10 человек (компьютерный класс). Комплектование групп проводится по принципу объединения специалистов одного профиля. Процесс обучения оснащен современной компьютерной техникой, имеющей доступ в Интернет, предусматривается проведение лекционных занятий в сочетании с практической деятельностью и индивидуальные консультации.

Реализация ИКТ-модуля обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Преподаватели, как правило, имеют ученую степень.

Итоговая аттестация предполагает сертификационное испытание работника в форме автоматизированного тестирования. По результатам тестирования работнику выдается документ о повышении квалификации и Отраслевой сертификат соответствия уровня его подготовки квалификационным требованиям к работнику в области ИКТ (в случае успешного прохождения тестирования).

Инновационный учебный модуль:

«Педагогические измерения в системе мониторинга с использованием ИКТ»

Реализация учебного модуля позволит повысить качество контроля процесса подготовки обучающихся по учебным дисциплинам за счет повышения профессиональной компетентности педагогических работников и руководителей образовательного учреждения в области педагогических измерений. Нормативная трудоемкость – 72 часа. Формы обучения – очная, заочная, дистанционная.

Учебный модуль составлен с учетом временных государственных требований к минимуму содержания профессиональной образовательной программы и уровню подготовки лиц при получении дополнительной квалификации – специалист в области педагогических измерений (тестолог), и предназначен для лиц, имеющих высшее образование и стаж работы в отрасли образования не менее трех лет.

Содержание учебного модуля ориентировано на подготовку обозначенных выше категорий работников к следующим видам профессиональной деятельности: разработка систем педагогических измерений, разработка систем мониторинга результатов образования, психолого-педагогические исследования.
Предполагается успешное овладение обучающимся методами педагогического проектирования основных моделей систем: 1) объективного педагогического измерения; 2) мониторинга результатов обучения.

Учебным планом предусматривается проведение лекционных, практических, семинарских занятий, индивидуальных консультаций и тренингов в полном объеме часов. В учебный план включены такие вопросы как: 1) основы теории общих систем; 2) основы педагогической метрологии; 3) основы теории и методики профессионального образования; 4) основы педагогики и психологии; 5) методы математической статистики; 6) информационно-коммуникационные технологии в психолого-педагогических исследованиях.

Условия обучения рассчитаны на группы численностью 25 человек (для проведения лекционных занятий) и на группы численностью 12 человек (для проведения практических занятий, консультаций и тренингов).

Комплектование групп проводится по принципу объединения специалистов одного профиля.

Обучение проводится в процессе деятельности, связанной с проектированием систем контроля и их апробацией в учебном процессе. Процесс обучения оснащен современной компьютерной техникой, имеющей доступ в Интернет.

Реализация учебного модуля обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Преподаватели, как правило, имеют ученую степень.

Итоговая аттестация предполагает защиту квалификационной работы по составлению системы педагогического измерения и системы мониторинга результатов обучения по учебным дисциплинам. По результатам защиты квалификационной работы выдается документ о повышении квалификации.

Документы:

  1. Наименование образовательных программ, реализуемых в головном центре мониторинга и сертификации отраслевой системы
  2. Рабочая программа «Новые информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности работников отрасли образования»
  3. Рабочая программа «Педагогические измерения в системе мониторинга с использованием ИКТ»
  4. Образец Удостоверения (ППК. Университет ИТМО) и Образец Сертификата (Головной центр мониторинга и сертификации Отраслевой системы. Университет ИТМО)